Burnout paradise обзор игры. Обзор компьютерной игры «Burnout Paradise

;-) Искать долго не пришлось - в интернете усердно хвалили «Burnout Paradise», даже перехваливали, говоря, что «Most Wanted» и рядом не стоит с этой гонкой.

Что ж, дело за малым - игра установлена, пора гоняться.

Первые впечатления были восторженные - отличная, сверхреалистично прорисованная графика, хорошо подобранный саундтрек, в котором рок сочетается с классикой, и, что создатели считают одним из преимуществ «Burnout Paradise», тщательно прорисованные и физически достоверные аварии - сразу после столкновения игрок наблюдает пять-шесть секунд замедленный экшен-краш с правдоподобно разлетающейся на части машиной.


Очень непривычны поначалу сами гонки (их в игре несколько видов: сама гонка; охота, в которой нужно сшибить определённое количество машин; побег, в которой гонятся за вами; экстрим, здесь нужно набрать заданную сумму очков за прыжки) - они проходят в полностью свободном городе Paradise City.



Маршрутов как таковых вообще нет - просто задаётся финиш, никаких спасительных «стен», как в NFSMW. Город весьма недружелюбен к игроку, так как нашпигован незаметными столбиками, преградами, приступками, просто стенами и перекрёстками, - погонять в нём не получится, иначе вам придётся любоваться на аварию за аварией.

К середине игры меня эти замедленные аварии просто уже жутко раздражали, и что самое досадное, выключить их нельзя. Представьте сами себе, что вы смотрите интересный фильм, и каждый раз его прерывают однообразными роликами с разбивающейся машиной. Представили? Вот и здесь то же самое.

Принцип езды в «Burnout Paradise» в корне отличен от NFSMW - здесь нельзя гонять, иначе врежешься в первый же приступок или машину, и стоп игра ради очередной замедленной аварии. Здесь нужно ездить аккуратно, как в жизни, осторожно проезжая перекрёстки, лавируя между машин, ориентируясь по маршруту, что очень трудно, так как навигации практически нет, единственная подсказка - мигающая в верху монитора указка поворота да иногда поворотник вашей машины.



И получается, что «Burnout Paradise» скорее не гоночная игра, а пособие по ориентированию в городе. Драйва от сумасшедших скоростей здесь не получишь - первый же разгон будет остановлен той же аварией.

В отличие от динамичной NFSMW здесь нет сюжета и ролевой аркады - просто нужно победить в определённом количестве гонок и получить права сначала «A», потом «B», потом элитные.

Количества этих гонок весьма велики - в начале двадцать-тридцать, когда я забросил игру, вообще нужно было пройти до следующих прав 120 гонок. То есть стимул в игре просто отсутствует - нужно быть упорным задротом, чтобы полностью пройти эту игру;-)



В «Burnout Paradise» нельзя, как в NFSMW, сразу выбрать в Гараже гонку и немедля приступить к ней. Здесь гонки разбросаны по всему городу, по светофорам, и нужно ездить по городу, чтобы вступить в соревнование.



Небольшой совет новичкам: в начале гонки не гоните вперёд, иначе пропустите нужный поворот и заблудитесь. Придётся долго возвращаться к финишу окольными путями, и гонка теряет весь свой смысл. В таком случае просто перезапустите гонку, вызвав дополнительное меню. Либо просто выйдите из гонки - для этого достаточно остановиться и постоять минуту, гонка сразу для вас кончится.



При новой гонке не старайтесь сразу победить - ездите за лидером, запоминайте дорогу. Дать по газам есть смысл лишь перед самим финишем.

Машины в игре нельзя тюнинговать и улучшать - какую дают, такую и бери. Всего машин здесь 75.



Даются они постепенно, после побед, причём не сразу поступают на Свалку (здесь она является хранилищем машин),



а нужно сначала поездить по городу за новой машиной и разбить её.

Чтобы оживить игру, разработчики внесли в неё несколько миссий - так, игроку нужно разбить все рекламные щиты в городе, снести все заграждения, совершить 50 суперпрыжков и добиться всех рекордов по времени и по езде. Для их осуществления можно просто ездить по городу и попутно разбивать эти щиты и заграждения.



Помимо этого, вашу машину оснастили «жизнью» - после двух-трёх аварий она ломается окончательно, и вы выбываете из гонки. Поэтому нужно периодически проезжать автосервисы, чтобы машина обновлялась.



Есть автозаправки, правда, я не увидел в них особой пользы, машина после них едет также, как и до них.

Для владельцев PC Burnout - пришелец с другой планеты. Она была где-то там, в этих жужжащих коробках черного и пурпурного цветов, светилась на дорогущих плазмах, подключенных к Xbox 360, и собирала толпы народу для соревнований. В чем секрет такого успеха? Вроде обычные аркадные гонки…
Летающий светофор

Про "обычные" - не совсем верно. Настоящий фурор случился с выходом четвертой части - Burnout: Revenge - где все правила дорожного движения скомкали в принцип "не врезайся и гони!", позволив заодно швыряться дорожным трафиком. Пролетел по воздуху 30 метров - получи бонус к скорости, ткнул в соперника неторопливой легковушкой - награда удваивается. На время заезда скучный городок (или горная трасса, или заброшенная ферма) превращался в полигон для четверых безумцев, не боящихся царапин на глянцевой эмали и мнущих дорогие тачки, словно пустые банки от колы. Новая Burnout Paradise, вышедшая на консолях, была спорной. Казалось бы, ваяйте дальше, уважаемые Criterion Games, ведь отличная задумка с трафиком себя оправдала! Ан нет. Издеваться над малолитражками стало куда сложнее, хотя взамен подарили свободный город.

И тут приставочная серия решилась на визит в ПК-края. А что - особой конкуренции нет, разве что FlatOut (кстати, заметьте схожесть названий) позволяет разбивать машины в хлам под энергичную музыку. Но там уже другой коленкор - наша сегодняшняя гостья обитает в цифровом виде, а потому не заботится о гравитации и физике. Главное - чтобы искр побольше и вмятины посочнее.

Крадущийся Ferrari

Бодрая атмосфера задается с самого начала. За кадром - электрогитары, главное меню сочное и лаконичное, знает, видать, что геймеру нужно сразу в гущу событий. По одному нажатию кнопки переходим к выбору колес. Разработчики изволят шутить: чудо техники не выезжает из-за угла, призывно помигивая фарами, оно с грохотом падает на гравий (очевидно, с крана). Намеков на гламур никаких - трещины возведены в культ, изящная форма плавленой кастрюли в подарок. Еще желающие могут испробовать мотоциклы, однако бьются те неохотно. Закончив с приготовлениями, мы выезжаем с автосвалки на залитую солнечными лучами дорогу.

Город Paradise тянется от морского побережья до горных тропок, меняя пейзажи, словно модница сумочки. Даунтаун с небоскребами, за ним порт, потом железная дорога. Понять, что по городу носишься без особой цели, можно через полчаса. Как и в Test Drive Unlimited, бездельничать здесь приятно. Развлечения находятся сами собой: разбить агрессивный рекламный щит на большой высоте, сигануть с горы, перевернуться в воздухе на 360 градусов, крикнуть "Юху!" вслух и повторить…

Мстительный утюг

Гонки с AI-соперниками поднялись на новый уровень. И дело не в режимах, задвигающих кольцевые заезды подальше, а в удобстве. Чтобы стартовать, нужно всего лишь подъехать к светофору, вдавив педали тормоза и газа в пол. На запах горелой резины моментально являются жаждущие скорости. Стандартная комбинация "esc, race->start race->choose car->-start" уходит в прошлое. По крайней мере, в Burnout.

Гонять, собственно, можно по-разному: Marked Man предлагает доехать до определенного района под атакой двух Злобных Тонированных Иномарок черного цвета, Stunt - перелететь через пропасти и прочие опасные места ради заработка очков. Race, Time Race и Drift в комментариях не нуждаются, выдавая всю суть названием, однако режимы Showtime и Road Rage без пояснения не уйдут - уж больно они хороши. Была в предыдущей части забава Crash Time, где начиненный динамитом грузовик должен был сдуть взрывной волной как можно больше трафика, сиганув с моста на какую-нибудь автостраду. Но уровни были линейны, отчего успеха можно было достичь просто перебирая комбинации одну за другой. Теперь же изменения налицо - взрываться дозволено в любом месте, хоть по несколько минут подбирая особо мясистую "пробку". В Road Rage важно отправить в ДТП как можно больше соперников. Те и сами не лыком шиты - обожают ювелирно подрезать, направляя к столбу или грузовику, ползущему по встречной полосе. Троекратный сход с дистанции означает проигрыш всей гонки. У машин появился запас прочности, и "легкие" экземпляры ломаются куда быстрее тяжеловесных. Скучной езды по ремонтным мастерским нет - после восстановления можно легко повторить попытку.

Металл и 200 километров

У Burnout Paradise есть замечательная черта - она смотрится симпатично на скриншотах, а в движении очаровывает по самое не балуй. Не может просто экранный снимок показать всей грации падающих искр, вычурных камерных ракурсов и самой главной "фишки" - мнущихся в реальном времени машин. Любое столкновение - словно сцена из боевика, тщательно продуманная и поставленная. "Поцеловавшись", оба авто морщат капот, угрожающе хрустят стеклом, а моментом позже, когда гипноз slow-mo спадает, разлетаются каждый в свою сторону.

И, конечно же, детали. Выбоины на шоссе заделаны асфальтовыми заплатками (наверняка знакомое зрелище). Счесанная краска валяется на земле причудливыми конфетти. Припаркованные машины гудят сигнализацией, стоит только притронуться к ним.

К музыке подход демократичный. Главным критерием при выборе был, похоже, темп - как иначе объяснить, например, соседствующие треки Killswith Engage и Аврил Лавин (Avril Lavigne) в одной игре? Музыка делает свою работу, эффекты - свою. Больше сказать особо нечего, поскольку в звуковое полотно вложились основательно и профессионально.

Красиво, добротно и качественно - оттого и редакционная наградная медалька вкупе с хорошей оценкой. Однако у Burnout Paradise есть два заметных недостатка - общая бесцельность (кроме, разве что, желания получить самое престижные водительские права) и невозможность игры на одном компьютере с партнером. Да-да, split screen вырезан и теперь потолкать машинки компанией проблематично. Суррогатный Party, совмещенный с тормозным интерфейсом, не способен заменить тех безбашенных гонок, что разворачивались в Revenge. Есть надежда, что можно будет докупить кооператив через онлайновый магазин EA (весьма навязчивый, хоть и красивый), однако никаких анонсов на эту тему пока не было.

[b]Итог

[b]Хит. Пускай и где-то залепленный дегтем.

[b]Плюсы: чувство свободы; бешеная динамика; великолепная графика.
[b]Минусы: некоторое однообразие; отсутствие split screen.

Плюсы
большой выбор разнообразных соревнований; полная свобода передвижения в рамках целого города; шокирующе правдоподобные автокатастрофы; мягкий переход от одиночного режима к коллективному; отличный саундтрек.
Минусы
при всем богатстве возможностей развлекать себя приходится самому; нет смены времени суток и погодных условий; в автомобилях не хватает водителей.
Автомобильные аварии неизменно собирают толпы зевак, и чем страшнее катастрофа, тем больше народа сбегается поглазеть на ее чудовищные последствия. Трудно сказать, чем так привлекает публику вид искореженных машин, но факт налицо, и студия Criterion Games не первый год умело его использует. В Burnout Paradise авторы отшлифовали свои старые идеи до глянцевого блеска, распахнув перед поклонниками безбашенной езды новые горизонты.

Состязания теперь проходят не на разрозненных трассах, а на улицах огромного мегаполиса Парадайз-Сити. Он представляет собой усредненный образ современной столицы — оплетен паутиной скоростных шоссе и узких улочек, пестрит рекламными щитами, сверкает небоскребами из стекла и бетона, а на окраинах встречает путешественников крутыми горными склонами и живописным побережьем. Правда, все это не более чем декорации на колоссальной игровой площадке. В местном порту не бурлит торговля, в обсерватории никто не следит за звездами, на перекрестках нет ни единого пешехода — город существует исключительно ради гонок и, буквально, расшибания сверкающих болидов об стену.
Круче Диснейленда
Аттракционов в автомобильном раю больше, чем в Диснейленде — буквально на каждом перекрестке открываются новые соревнования, причем даже самый банальный заезд от старта к финишу сопровождается феерическими спецэффектами. Грязная игра здесь не только не запрещается, но всячески приветствуется, поэтому первым красную ленту обычно пересекает не самый быстрый, а самый жесткий. Соперников можно и нужно выталкивать на встречную полосу, провоцируя чудовищные лобовые аварии, выжимать на обочину, чтобы они с грохотов втыкались в бетонные заборы, и сбрасывать с многоэтажных эстакад. Другие водители ведут себя соответственно, они умело подрезают и "бортуются", а иногда просто таранят жертву на полном ходу, превращая хромированный болид в груду железного хлама.

Трюковые соревнования не столь агрессивны, но не менее увлекательны. Асфальтированные магистрали с аккуратной разметкой и начищенными до блеска светофорами — лишь одна сторона Парадайз-Сити. Но в тени многоэтажных зданий и за хлипкими заграждениями с яркими предупреждающими знаками водителей поджидает совсем другой мегаполис. На тайных тропах попадаются трамплины и кочки, под колесами трещат кучи мусора, а на пути то и дело возникают и разлетаются в щепки деревянные скамейки. За дикие прыжки, заносы и порчу муниципального имущества начисляются необходимые для победы баллы. Впрочем, на захламленные переулки стоит обращать внимание и во время классических гонок, поскольку "неофициальные" трассы позволяют значительно сократить маршрут.

Сплошной краш-тест
Другое дело, что на бешеной скорости нелегко заметить даже трехполосный перекресток, не говоря уж о скромном отвороте. Когда из выхлопной трубы вырывается пламя, окружающий мир сливается в сплошную пелену разноцветных пятен, и с непривычки выбрать нужный путь весьма проблематично. Хотя авторы пошли навстречу гонщикам и спроектировали дороги таким образом, что альтернативные маршруты сами "лезут под колеса". Да и резко свернуть в подворотню совсем не сложно — законы физики в Парадайз-Сити действуют очень избирательно, вежливо стараясь не портить удовольствие.

Но даже если вместо тщедушных металлических ворот перед машиной неожиданно вырастет монолитная стена, водитель не уйдет разочарованным. Любое столкновение проигрывается в "замедленной съемке", так что можно без труда различить неторопливо сминающийся капот, въезжающий в салон двигатель и фонтаны перемолотого в крошку стекла. Изуродованный кузов кувыркается по дороге, словно кегля, рассыпая снопы искр и сшибая с трассы зазевавшихся автолюбителей. Настоящий праздник разрушения!

Если устраивать погромы в одиночестве надоест, коллективные заезды всегда под рукой. Не прекращая колесить по городу, можно вывести список доступных сетевых соревнований и отправиться к точке сбора. Вы также вправе устроить собственные гонки, определив место старта и финиша. Еще одна из удачная находка для многопользовательского режима— трансляция фотоснимков. Если к консоли оппонента подключена камера, и во время гонки вы безжалостно разбили его машину, на экране появится фотография, отражающая его реакцию на ваш дерзкий поступок. Странно, что борцы за нравственность еще не обрушились с критикой на эту функцию, ведь никто не мешает обиженному сделать перед объективом неприличный жест или, не дай бог, подсунуть какую-нибудь неприличную часть тела.

Смысла в происходящем нет никакого, но он здесь и не нужен — когда сломя голову лавируешь в плотном потоке, безнаказанно подрезаешь всех подряд, сносишь ограждения и выделываешь самые опасные трюки, о смысле, сценарии и прочих мелочах особо не задумываешься. Burnout Paradise дарит пьянящее чувство свободы, недостижимое на улицах реальных городов, где пробки, ГИБДД, повышение штрафов и травматология.

Настоящий проект "нового поколения". Детально отрисован немаленький город с огромным количеством скамеек, урн и хлипких заборов, которые весело отскакивают от бампера автомобиля. Дорожно-транспортные происшествия завораживают, а повреждения машин отображаются настолько детально, что напоминают съемки профессиональных краш-тестов. Помимо титульной песни Paradise City группы Guns n Roses в саундтреке использованы хиты от ряда других звезд мировой величины, в числе которых певица Аврил Лавин (Avril Lavigne) и группа Depeche Mode. Их музыка отлично сочетается со скрежетом, грохотом и звоном бьющегося стекла, которые сопровождают любой заезд. Автомобили даже не пытаются вести себя, как в жизни, но главное, что их выкрутасы вполне предсказуемы. Там, где настоящая машина сорвется в неуправляемый занос, местный транспорт под истеричный визг шин уверенно продолжает движение. Такой подход упрощает маневрирование на больших скоростях, необходимое для сумасшедшей езды по встречной полосе и поиска альтернативных маршрутов. Парадайз-Сити — это огромная игровая площадка с десятками разнообразных аттракционов. Они не связаны друг с другом сюжетом, зато способны вызвать массу положительных эмоций и развлечь даже самого привередливого зрителя. В одних соревнованиях ставка делается на трюковое вождение, в других — на агрессию, в третьих — на скорость, но главное, что в этой игре никогда не надоет отправлять чужие машины в отбойник. После некоторого замешательства, вызванного необходимостью выбирать, куда и зачем ехать, наступает форменная эйфория. Авторы придумали десятки способов "игры в машинки", каждый из которых по-своему увлекателен. От разнообразия аттракционов разбегаются глаза, а от феерических аварий захватывает дух. Кроме того, после жестко заданных рамок предыдущих частей серии свобода перемещений по Парадайз-Сити — как глоток свежего воздуха.

Так получилось, что наша сегодняшняя рецензия на совпала по времени с подведением игровых итогов 2008 года, куда ей уже никак не попасть - консольные версии, вышедшие почти год назад, мы в расчет не берем. А если бы это вдруг произошло, Paradise не только играючи размазала по стенке Race Driver GRID , нашу «Гонку-2008», но и наверняка отхватила пару-тройку громких наград, придуманных экспромтом специально для нее. Если вы в курсе, что такое Burnout , то без лишних объяснений поймете всю важность момента, которого мы ждали восемь лет (!), с момента выхода первой части. PC-игроки с надеждой облизывались на Burnout 3: Takedown , когда Electronic Arts перекупили студию Criterion Games у Acclaim Entertainment . Надежда была: прежние хозяева, в отличие от ЕА, регулярно обделяли PC вниманием. Но тогда Burnout так и не выбралась за пределы PS2, Xbox и PSP. Ожидание стоило того - сегодня мы получили самую лучшую и современную версию игры, минуя все промежуточные этапы. Burnout Paradise позволяет надолго забыть не только о ее устаревших предшественниках, но и обо всех остальных играх жанра вообще. А это уже хороший повод для небольшой переоценки ценностей.

День жестянщика

О том, чего можно ожидать от лучшей аркадной гонки на земле, мы уже успели рассказать в детальном превью в июльском номере «Игромании» за 2008 год. После этого нас так и подмывало опубликовать вместо рецензии штук двадцать скриншотов из игры, подписать их и выставить оценку. Последняя тоже не вызывала никаких сомнений еще с момента первого знакомства с консольной версией, которая превратила большую часть редакции в буйнопомешанных автогиков. При этом большинство из моих коллег в особой любви к автогонкам не замечены, запускают их лишь изредка, «по работе».

Если уж Burnout Paradise способна совратить тех, кому жанр не интересен в принципе, то что уж говорить о поклонниках, которым на PC все это время был доступен только финский сахарозаменитель под названием FlatOut . Вся прелесть Paradise не в том, что она больше, эффектнее и дороже всех. Первое, что чувствуется при знакомстве с игрой, - это порода . Criterion Games демонстрируют хороший вкус во всем, начиная от музыкального сопровождения (игра начинается под звуки ранних Guns N’ Roses, песня, конечно же, Paradise City), заканчивая дизайном и режиссурой. Игра вообще не страдает блокбастерным занудством в духе Need for Speed , она легка в общении и очень уютна. Новые машины тут выдают прямо на свалке, длинные заставки между гонками отсутствуют в принципе, а разобраться в тонкостях помогает местная знаменитость - диджей Атомика.

Пока мы с радостью первооткрывателей давим на газ и калечим свою первую машину, Атомика подмечает все наши промахи и едко комментирует их, попутно намекая на то, что нужно делать в этой ситуации. А между его репликами из динамиков будет мягко литься Depeche Mode с перепевкой классической Route 66 или ария из оперы «Кармен» Бизе - очень способствует усвоению материала. Атомика здесь вообще выступает главным информатором о жизни города - подсказывает, куда еще можно съездить прокатиться, удачно шутит и порой сообщает актуальную информацию о пробках.

Не битый, не крашеный

Хотя в Paradise City нет пешеходов, на дорогах всегда кипит жизнь, бал правит анархия. Мы уже привыкли, что автомобили в Burnout существуют лишь для того, чтобы увидеть их, разогнаться и тут же разбить - этот мини-спектакль вам не надоест смотреть до самого конца. Одни и те же машины гнутся, бьются и разваливаются каждый раз совершенно по-разному. А камера, в свою очередь, выхватывает самые эффектные моменты. Вот вы только что на скорости протаранили настырного соперника, после чего тот улетел в колонну припаркованных у обочины легковушек, расшвыряв их по дороге. В неожиданное препятствие врезается пара не успевших увернуться участников - и начинается: у одного с характерным скрежетом скручивает капот и стойки кузова, другой в это время делает сальто в воздухе, теряя колеса и двери.

От обреченных машин отлетают тучи мелкого хлама, кусочки стекла и металла, а в самые острые моменты виртуальный режиссер еще и замедляет съемку, позволяя увидеть все, что недоступно взору экспертов Euro NCAP (европейский комитет по проведению независимых краш-тестов), разбивающих машины на жалкой скорости 50 км/ч. В Burnout 300 км/ч - это так, легкая прогулка с ветерком. Здесь даже длинные проспекты кажутся неровными и извилистыми, а медленные гражданские легковушки вообще как будто существуют в другом измерении. Но вы не волнуйтесь - на такой скорости игра слегка помогает с подруливанием, так что реакция уровня пилотов «Фомулы-1» не потребуется.

Джамп ту май Ягуар, бэйби!

Все гонки в Burnout традиционно завязаны на авариях - даже в обычном заезде нет особого стимула торопиться к финишу, ведь можно просто впечатать оппонента в опору моста. А уж в режиме Road Rage аварии - это вообще основа всего. За выбитых с трассы и уничтоженных соперников дают добавочное время, что позволяет увеличивать победный счет до тех пор, пока своя машина не превратится в решето. Не стоит думать, что игра не сбалансирована - гоняться впритирку с соперниками тут интересней, чем в любом Need for Speed. В Paradise впервые появилось ощущение машины - ее, в зависимости от типа привода, уводит вбок при резком торможении и разгоне, да и по характеристикам авто заметно различаются. Какие-то охотно дрифтуют на любой скорости, другие цепляются за асфальт до последнего, а третьи вообще приемлют только одну возможную траекторию - прямую. Причем дифференциация сделана не просто по принципу «чтобы было» - все машины поделены на классы, каждый из которых заточен под разные стратегии езды. Приземистые гоночные болиды развивают самые высокие скорости, но очень хрупки. Тяжелые джипы и микроавтобусы обладают огромным запасом «здоровья», одним касанием расшвыривают соперников по сторонам, но очень неповоротливы. Идеальный вариант - машины для трюков, которые совмещают в себе достоинства двух предыдущих классов и вдобавок замечательно прыгают.

В такие моменты Burnout Paradise вызывает желание обязательно прокатиться на каждом представителе автопарка (а это, на минутку, семьдесят экземпляров) - обычно такие эмоции высекают исключительно серьезные симуляторы. Но Criterion подошли к созданию автомобилей с таким тщанием, что даже записали для каждого из них индивидуальный звук двигателя и трансмиссии - даром что все они нелицензированные. В одном из интервью разработчики упомянули, что сознательно не гонятся за лицензиями, ведь вкладывают в создание каждой из своих машин почти столько же сил, сколько и дизайнеры ведущих автомобильных марок. Что совсем не мешает им копировать лучшие образцы из реального мира - знатоку не составит труда определить, где тут Lotus Esprit, Jaguar E-Type или Ferrari F430. Которые, в лучших традициях серии, можно разрушить хоть до основания - при особо сильных ударах от машины остается разве что скрученный в узел силовой каркас кузова. Но если раньше все эти разрушения были заданы скриптами, то сейчас любая трещина на лобовом стекле просчитывается в реальном времени.

Кругом тонирован

Картинное уничтожение дорогих и не очень автомобилей всегда удавалось Burnout лучше всех, и уже за одно это ей можно было выставлять девять баллов и объявлять самой красивой и адреналиновой гонкой нашего времени. Но Criterion поддали жару, выпустив на PC не обычный порт годичной давности (мы бы не обиделись - игра нисколько не устарела), а улучшенную и доработанную версию, The Ultimate Box . Она выходит также на Xbox 360 и PS3 и во многом отличается от оригинальной в лучшую сторону. Вместо того чтобы выпускать новые части серии раз в году, разработчики задумали расширять ее дополнениями. За прошедший год они успели добавить в игру мотоциклы (!), честную смену дня и ночи, несколько новых режимов, машин и еще кое-что по мелочи.

Первым делом нам, конечно, не терпелось опробовать в деле мотоциклы. Дотошность Criterion сработала и здесь - двухколесные аппараты фантастически быстры и красивы, они еще больше обостряют невероятное чувство скорости Burnout. Их звук, который на средних оборотах кажется похожим на пылесос, хочется слушать запоем, стоит лишь байку вдохнуть полной грудью и выйти на максималку. Различных мотоциклов завезли в Paradise ровно четыре штуки - от легковесного «уличного бойца» до тяжелого 1100-кубового шоссейника. Управляя ими, с непривычки чувствуешь себя верхом на снаряде, выпущенном из катапульты. Носиться по ночному городу на двух колесах поначалу настолько нравится, что какие-то призы и гонки кажутся абсолютно ненужными. Только потом начинаешь понимать, что мотоциклы можно было проработать и получше.

На наш взгляд, сюда просто просится режим, в котором можно было бы соревноваться на байках с обычными автомобилями. Нечто подобное было даже в Test Drive Unlimited и Project Gotham Racing 4 , где мотоциклист на трассе мог почувствовать себя практически тореадором среди стада разъяренных быков, в роли которых выступали тяжелые железные автомобили. С такой моделью повреждений, как в Burnout, противостояние мотоциклов и легковых машин могло обернуться совершенно новым жанровым опытом. Но сейчас байки нельзя даже разбивать, не говоря уже о гонках бок о бок с соперниками. Criterion ограничились лишь скучными тайм-триалами и коллекционированием чекпойнтов в полном одиночестве. На фоне блестящей проработки всего остального это, по сути, единственный недостаток Ultimate Box, но тут как раз такой случай, когда чем больше дают - тем больше хочется. Заядлым байкерам остается лишь мультиплеер, в котором они смогут хотя бы помериться рулевыми вилками с живыми соперниками.

Еще один новый режим - Burnout Party. Идеологически он очень напоминает мини-игры из обеих частей FlatOut, только вместо тела водителя снарядом тут служат собственно машины. Которые, кстати, несколько отличаются от тех, что доступны в синглплеере: приготовьтесь увидеть биг-футы в сумасшедшей раскраске и розовые кабриолеты. Обычные задания в этом режиме - выполнить несколько трюков, удержаться на дороге или разломать какую-нибудь конструкцию. Но делать это нужно не в одиночку, а в компании от 2 до 8 человек, которые по замыслу разработчиков сменяют друг друга за клавиатурой. По большему счету, Burnout Paradise не нужны подобные пятиминутные забавы - она и без них полностью самодостаточна и способна увлечь небольшую компанию одним только режимом Road Rage, где можно посоревноваться в количестве выбитых с дороги соперников. А для компании, которая в одной комнате не помещается, всегда есть мультиплеер. Сетевая игра тут сделана как в лучших домах и позволяет соревноваться даже скоростью прохождения каждой отдельной улицы, не говоря уже про стандартные гоночные режимы.

И не забывайте также время от времени заглядывать в электронный магазин Burnout Store - сюда обещают выкатывать свежие бустер-паки, добавляющие в игру кое-что интересное. О ближайших планах разработчиков на этот счет читайте во врезке. На нынешний год у Criterion также запланирован релиз многообещающего аддона Premium Pack, но что он будет включать в себя и на каких платформах появится - пока не сообщается.

Говоря о платформах, можно еще вспомнить прошлогодние обещания разработчиков полностью переработать внешний вид PC-версии. Этого, конечно, не случилось - изменения тут сугубо косметические. Где-то слегка повысили разрешение текстур и изменили светофильтры в «аварийных» сценах, но, запуская игру на обычном мониторе, всего этого можно и не заметить. Для полноты эффекта предполагается наличие у вас не менее трех (!) одновременно подключенных мониторов. Но главное, пожалуй, достоинство PC-версии в том, что она абсолютно не тормозит даже на очень скромной (по нынешним меркам) рекомендуемой конфигурации.

* * *

У Burnout Paradise есть отличные шансы стать одной из лучших гонок 2009 года. Она не просто великолепна сама по себе, она развивается, становится лучше, обрастает дополнительным контентом и всегда остается на пике моды. Нам даже не сразу удалось вспомнить, какая из гоночных игр за последние годы получала у нас заслуженные 9,5 балла (правильный ответ - эпохальный симулятор Grand Prix 4 ), но это просто потому, что на PC не было Burnout. Теперь наконец-то есть.

ПЕРЕВОД: Русская локализация получилась очень неровной - неплохо подобранный голос диджея контрастирует с топорно переведенными текстами. Так, свалка в русской версии зачем-то так и осталась «джанк-ярдом», труднопереводимое слово «Burnout» превратилось в банальное «ускорение», а «Take Down» - в «жертву». Если вы имели счастье видеть и слышать английскую версию, все перечисленное будет неприятно раздражать.

Реиграбельность - да

Классный сюжет - нет

Оригинальность - да

Легко освоить - да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 10

Графика: 9

Звук и музыка: 10

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Burnout Paradise наконец-то появилась на PC - все остальные аркадные гонки могут складывать оружие прямо сейчас. Потому что ничего лучше до выхода следующей части не произойдет.

1 2 Все

У людей, прикупивших себе Burnout: Paradise, надо отбирать водительские права – пока не наиграются. А потом выдержать еще месяцок-другой, чтобы больные реабилитировались, и у них пропало навязчивое желание бортовать каждую идущую на обгон машину, сбивать аварийные ограждения, выжимать из движка максимум, чтобы потом лихо тормозить на ручнике около супермаркетов. А что поделаешь, когда философия игры настойчиво, час за часом, сутки за сутками шепчет на ушко: «ПДД – это зло. Освободи себя…».

Само собой, в подобной игре просто не может быть «настоящих» машин – ни один производитель в здравом уме не даст лицензию на то, чтобы его четырехколесные игрушки разбивались всмятку каждые две минуты, обиженно шлепали съежившимися капотами и выставляли напоказ глубокие царапины на крыльях. Не машины, а форменные капсулы смерти, чья жизнь проходит в темпе скоростных погонь от одной аварии до другой.

Обзор Burnout Paradise

Обзор Burnout Paradise

Новенькое авто несется по автостраде со скоростью идущего на взлет самолета. Минимальная ошибка – и машина задевает ограждение. Стекла разлетаются сотнями осколков, корпус деформируется, и кувыркающееся тело металлического монстра летит дальше, по дороге сшибая плетущиеся малолитражки. Физический движок просчитывает все нюансы столкновения, а камера, смакуя разворачивающуюся автокатастрофу, быстро меняет планы, играет фокусом и эффектами. Сцены смотрятся настолько естественно, будто разработчики повесили их исполнение не на бездушную программу, а запихнули на диск профессионального оператора. Десятки, сотни аварий – и ни одного повтора или неудачного ракурса.

Впрочем, не это стало самым значимым нововведением в серии. Теперь перед нами не просто поэтапные наборы разнообразных миссий, а целый город, в котором можно свободно гонять по улицам, прыгать на трамплинах, открывать обходные маршруты, узнавать места будущих противостояний, расположение ремонтных и заправочных станций. Поначалу только этим и занимаешься, не обращая внимания на многочисленные соревнования. Педаль в пол, и выезжаешь на набережную, затем в горы, проносишься по мосту и попадаешь в оживленный центр с высотками, залетаешь на бейсбольный стадион, даешь разворот и устремляешься в престижный район, чтобы потом сносить груды мусора в бедных кварталах. Парадиз-сити получился не то, чтобы большим – из конца в конец можно проехать за минуту – но очень разнообразным. Тут собрали по кусочкам всю Америку, сложили их воедино, проложили дороги – пожалуйте, полигон для безбашенных водителей готов.

Город – это не просто оболочка для десятков заездов. Это само по себе увлекательное развлечение, поскольку уже в нем, в свободном режиме можно носиться по улицам с последующими авариями, узнавать места с большой плотностью трамплинов и дорожного трафика. Мчаться, врезаться, прыгать, исследовать, запоминать, пока карта Парадиз-сити не станет роднее собственного города. Без этого знания будет очень сложно побеждать в самих соревнованиях.

Обзор Burnout Paradise


Обзор Burnout Paradise

Тут, в отличие от той же Need for Speed, во время заездов дороги не блокируются невидимыми стенками, можно гнать в любом направлении, по любой улице. Поэтому перед тем, как приступать к серьезным испытаниям, необходимо хорошенько узнать Парадиз-сити, иначе первое время будешь просто разрываться на перекрестках. Тут нет времени подумать, на таких-то скоростях. Выбор надо осуществлять за мгновение, не за секунду даже – где можно срезать, подзаправиться, починить машину и пр.

Везде по городу развешаны рекламные плакаты. Для прохождения разбивать их вовсе не обязательно, поначалу таранишь просто по пути, удачно подпрыгнув на трамплине. Но потом, если задаться целью, становится намного интереснее, поскольку подход ко многим плакатам далеко не очевиден, а временами и вовсе превращается в акробатическую головоломку – чтоб добраться до некоторых, надо выбрать определенный тип машины, разведать маршрут, набрать скорость и точно пройти-пролететь несколько этапов.

Еще одно развлечение под названием Showtime сильно напоминает японскую забаву Katamari про шарик-укатайку. В любом месте города можно превратить машину в источник катастроф, которым нужно подминать и взрывать машины. Со стороны подобное развлечение выглядит глуповато – кувыркается по дорожному полотну автомобиль, врезается в другие, самопроизвольно меняет направление – но по какой-то загадочной причине это безобразие затягивает со страшной силой.

И, наконец, самое вкусное. За удачное прохождение соревнований нас иногда премируют новыми машинами, но они отнюдь не сразу появляются в автопарке. Для начала их надо «заработать» - в городе становится на одно безумного гонщика больше, нам надо его выследить, нагнать и устроить неудачнику аварию. После чего обезображенный корпус приволокут на свалку – забирайте.

Обзор Burnout Paradise


Обзор Burnout Paradise

Фургоны, спорткары, грузовички, джипы, гоночные болиды – четырехколесные монстры понемногу собираются в коллекции, одну тачку меняешь на другую, более мощную, а чтобы игроки не останавливались на избранных моделях, разработчики ввели специальный вид соревнований – Burning Route. Принцип его прост. Надо всего-то за фиксированное время приехать из точки «А» в «Б». Выбор оптимального маршрута в условиях открытого города ложится исключительно на плечи игрока, компас сверху лишь подсказывает направление, а дополнительная сложность заключается в том, что для каждого такого соревнования необходима новая машина со своими уникальными характеристиками. И проходить Burning Route надо обязательно, поскольку за него гарантированно преподносят щедрый подарок – пополнение в автопарке. Всего в игре доступно 75 машин (еще несколько открывается с помощью секретных кодов), большую часть выдают по мере прохождения, а остальные – только через Burning Route. Так что, хочешь, не хочешь, а придется уделять внимание этому виду развлечений.

Почти каждый перекресток в Парадиз-сити является отправным пунктом к соревнованиям. К «гонкам» можно отнести только один тип – Races. Да и то с натяжкой. Во многом, опять же, из-за возможности самому определять путь к финишу, а также из-за стандартных особенностей сериала – оппоненты являются не столько соперниками, сколько врагами, которые делают все возможное, чтобы выбить игрока с трассы и вырваться вперед, оставляя того любоваться аварией с участием собственной машины. Поэтому мчимся на бешеной скорости по улицам города, лавируем между препятствиями, ловко срезаем путь на многочисленных улочках, тараним других гонщиков, обновляем в придорожных заправочных запасы бустера – вперед, к победе. А ведь соперники, жулики этакие, не успокаиваются. Если отстаешь – замедлятся, поморгают задними фарами. Если обгоняешь – ускорятся, не позволят оторваться. Таким образом, всегда находишься в сердце гонки, на острие драйва.

Следующие два режима являются зеркальными отражениями друг друга. В первом – Road Rage - машина игрока превращается в хищного зверя, которому надо уничтожить фиксированное число других гонщиков. Методы борьбы все те же – ударить бортом и приблизить его свидание со стенкой, наподдать сзади и помешать вырулить из поворота, подтолкнуть навстречу другое авто. Рев мотора, свист ветра, пламя из выхлопной трубы, визг покрышек – и искореженные ошметки металла остаются за капотом озверевшего водителя. Поначалу никаких трудностей, но сложность понемногу нарастет, вместо легких машин на дорожное полотно выезжают увесистые фургоны и джипы, уничтожить которые ох как непросто.

Обзор Burnout Paradise


Обзор Burnout Paradise

В Marked Man роли меняются кардинально. Тут игрок выступает в качестве улепетывающей жертвы, которую повсюду преследуют черные «бумеры». Необходимо выжить, довести своего стального жеребца до отмеченной точки на карте, а враги этому назойливо мешают: подрезают, таранят, обходят с разных сторон. Малейшая ошибка, мгновение промедления - и искореженный корпус уходит с трассы.

Самым «добрым» режимом в этой агрессивной связке является Stunt Run, где за время нужно выдавать комбо-связки из трюков: прыгать, падать, скользить, ускоряться. Учитывается множество факторов, и чем длиннее серия, тем больше очков достанется соискателю. Вот тут знание города необходимо, как топливо для мотора. Ехать, опять же, можно в любом направлении, но часики тикают, и надо быстро примчаться к месту будущих свершений, где заботливыми руками установлены украшенные аварийными огнями трамплины.

Во время прохождения игрока никак не связывают существующими режимами, не заставляют проходить все по очереди. Для получения новой лицензии (этапа в карьере) необходимо выиграть определенное количество соревнований. Их вид и последовательность вы определяете сами, в зависимости от личных предпочтений. Хотите – набивайте очки в Stunt Run, нет – добро пожаловать в Marked Man или Road Rage. Только если возникнет желание взобраться на вершину Парадиз-сити и получить престижную лицензию Burnout Elite, тогда уж придется победить во всех отмеченных на карте заездах.

Обзор Burnout Paradise


Обзор Burnout Paradise

Как только в автопарке появляются тачки помощнее, можно выходить в онлайн, чтобы безобразничать с другими игроками. В один город впускают вплоть до восьми гонщиков, и там они вольны делать все, что угодно: принимать участие в совместных соревнованиях, охотится друг за другом, ставить разнообразные рекорды. Burnout: Paradise поддерживает камеры Xbox Live Vision (Xbox 360) и PlayStation Eye (PS3). Благодаря этому можно любоваться огорченными физиономиями игроков, снятых «налету» в момент поражения, а на водительскую лицензию - поместить свою личную фотографию, вместо рисунка аватары.

Великолепная визуализация, потрясающая постановка автокатастроф, десятки машин и сотни развлечений терпеливо дожидаются безумных гонщиков на улицах залитого солнечным светом города. Burnout: Paradise удался почти во всем, только несколько мелочей слегка портят общую картину из мешанины стекла, металла, искр и пламени. Саундтрек получился интересным и разнообразным – никакого хип-хопа, столь любимого сериалом Need for Speed, только рок с небольшими вкраплениями электронной музыки. Avril Lavigne, Faith No More, Depeche Mode, Guns N" Roses и десятки других исполнителей предоставили свои песни для наполнения радиоэфира Парадиз-сити. Но вот беда – эта музыка слабо сочетается с безудержной энергетикой самой игры. Душа просит рева гитар и грохота барабанов, а вместо этого: «Hey hey, you you. I want to be your girlfriend». Какого черта?!

Обзор Burnout Paradise


Обзор Burnout Paradise

Второй недостаток тесно связан с самими соревнованиями. В случае проигрыша необходимо возвращаться к отправной точке и повторять, повторять это маршрут туда-обратно, пока на экране, наконец, не загорится надпись «YOU WIN!». И пусть мгновенных перемещений в нужное место на карте не предусмотрено, но уж функцию «переиграть» могли бы и оставить, чтобы не заставлять людей бес толку нарезать круги по городу. К счастью, в онлайне игроки не подвластны этому закону - когда начинается заезд, всех принудительно телепортируют к стартовой линии. Возможно, именно поэтому долгий путь от лицензии Paradise до Paradise Elite пройдут немногие, увлекшись быстрыми, ненавязчивыми, веселыми соревнованиями с живыми соперниками.

Это уже не гонка. Ни в коем случае не гонка. Игра на выживание, разухабистый автоапокалипсис в отдельно взятом городе и нарезка из сотен автокатастроф – вот что такое Burnout: Paradise. Предыдущие части с гордостью бедных родственников смотрят на нового лидера в загадочном жанре «тарань-круши, гони-врезайся». Лучшая игра серии? Естественно. Лучшая автоаркада? Несомненно. Кристально чистый драйв без посторонних примесей.

* Великолепная постановка автокатастроф

* Реалистичная модель деформации автомобилей

* Большой, проработанный и насыщенный соревнованиями город

* Отличная графика вкупе с хорошей оптимизацией

* Увлекательный мультиплеер

* Отсуствие загрузок между соревнованиями

* Драйв, скорость, ярость, безумие и т.д.

* Хороший саундтрек, который плохо уживается с бешеным драйвом самой игры

* Отсутствие возможности переиграть соревнование заставляет снова и снова возвращаться к отправной точке в случае проигрыша